Lesolub (lesolub) wrote,
Lesolub
lesolub

Category:
title or description

Уже несколько лет собираюсь написать про замечательного шанхайского владыку Симона Виноградова, но все откладывал в надежде, что найдется больше материала. К сожалению, очень мало о нем сохранилось воспоминаний, русская община в Шанхае была немногочисленна (ок. 15.000 чел.) и 2/3 из них в конце 40-х вернулись в Россию с известным исходом, там уже не до воспоминаний было. Покойный о. Илья Вень мог бы много рассказать, владыка его рукополагал, но он месяц назад ушел в вечность на 111 году жизни (тоже почти вечность), да и немногословен он был, на исповеди кроме "БОга простит" трудно было что-то услышать. О. Серафим Ган собирался написать, дед его, о. Ростислав, хорошо знал владыку Симона, но пока видно руки не дошли. Если бы не отрывочные воспоминания архим. Константина (Зайцева), то, кроме послужного списка, почти ничего про владыку не было б известно. Выложу кое-какие крупицы, в надежде, что м.б. кто-то подвигнется и напишет подробней. В "Прав. Руси" за 50-60 годы печатались отдельные воспоминания шанхайцев, там упоминались случаи чудесных исцелений по молитвам владыки, у меня, к сожалению, этих номеров нет. В Джорданвилльском архиве есть замечательные оригиналы фотографий владыки, но тоже, все это далеко.

Родился архиеп. Симон в 1876 г. в семье настоятеля храма во Владимире на Клязьме. С отроческих лет мечтал о монашестве. Окончив духовное училище и семинарию во Владимире, поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1899 г. на 23 году жизни принял постриг от ректора еп. Антония (Храповицкого), а через два дня был им же рукоположен в иеродьяконы. Учась в Академии, о. Симон окормлялся духовно у преп. Гавриила Седмиозерского, у которого также окормлялись многие будущие новомученики и зарубежные святители, выпусники Казанской Академии, архиеп. Тихон Сан Францисский, св. Иона Ханькоусский и митр. Мелетий Харбинский. Такому окормлению всячески способствовал ректор владыка Антоний. В 1901 г. о. Симон стал иеромонахом. Окончив Академию в 1902 г. был назначен в Российскую Духовную Миссию в Китае. Прибыв в Пекин, он занялся усердно миссионерским служением и восстановлением разрушенной во время восстания ихэтуаней Миссии. Некоторое время служил на подворье Миссии в Харбине, затем был назначен помощником Начальника Миссии владыки Иннокентия (Фигуровского) в Пекине. С появлением в Китае русских эмигрантов служение Миссии приняло иной характер, владыка Симон проявлял особую заботу о беженцах, многие из которых были далеки от Церкви. Это было трудное служение, перенеся ледовый поход и все тяготы беженской жизни, многие семьи рушились прямо на глазах, владыка Иннокентий категорически не допускал разводов, а число заявлений катастрофически быстро росло. Нужен был пастырский подход, и бремя нелегких решений легло главным образом на хрупкие плечи о. Симона.
17 сентября 1922 г. по определению Зарубежного Архиерейского Синода он был хиротонисан в Харбине во епископа Шанхайского, первого викария Пекинской епархии.

title or description

"Жизнь владыки Симона была воедино слита с жизнью Св. Церкви, - вспоминал архим. Константин, - Богослужений он никогда не пропускал, даже когда недомогал. В церковь приходил всегда до начала службы, по окончании которой клал еще много земных поклонов иконам. Во время службы владыка весь уходил в молитву, стараясь не пропустить ни одного слова из того, что поется и читается. Мы никогда не видели, чтобы во время службы владыка отвлекался чем-нибудь посторонним. Нам он строго запрещал разговаривать в церкви и сам первый показывал пример как исполнять это правило. Владыка очень чуток был ко всему, что не соответствовало духу молиты, духу церковности. Крайне сдержанный в своих суждениях вообще, в этой области он был судьею строгим и неподкупным.
Владыка был одарен глубоким и тонким художественным вкусом (он очень умело скрывал это) и всегда умел различать художественно-прекрасное от прекрасного духовно. Иконы и напевы, в которых благоговейная молитвенность сочеталась с художественным совершенством, приводила владыку в умиление. Но очень часто бывало, что он запрещал освящать икону несмотря, на ее художественное совершенство, или не разрешал исполнять чуждые духу молитвы песнопения. "Только слух раздражают и молиться мешают", говорил он про них.
Как-то раз владыка служил св. Литургию. Пришло время приобщаться. Владыка причастился Пречистого Тела Господня и взял уже в руки Св. Чашу. В это время певчие запели какой-то бравурный концерт. После секунды колебания владыка поставил Св. Чашу снова на Престол и молча стал ожидать конца концерта. Певчие пели довольно долго. Наконец кончили. Только тогда Владыка, помолившись, приобщился. А после службы со скорбью говорил: "Вот такое запели, что я и приобщиться не могу, а должен был ждать, пока они кончат".

title or description

В 1931 г. смертельно заболел начальник миссии митрополит Иннокентий, апостол Китая, как его многие называли. Он знал не только о приближении своей кончины, но знал и день ее. Накануне смерти митрополита владыке Симону приснился сон: видит он себя сидящего на площадке перед покоями митрополита. И вот поднялась птица с цветущей ветвью, затем вид ее изменился в образ ангела с цветущими ветвями в руках. Владыка Симон сказал кому-то: "Вот это ангел... " И кто-то ответил: "Да, это один из двенадцати". Митрополит преставился 28 июня 1931 г. На его место Зарубежным Синодом был назначен владыка Симон с возведением его в сан архиепископа 26 июня 1931 г. Только 2 года правил владыка Пекинской кафедрой, но за короткое время своего правления начал сооружение величественного Шанхайского Собора, постройка которого была уже закончена при свят. Иоанне (Максимовиче).
В середине февраля 1933 г., совершая закладку собора, владыка Симон простудился. Болезнь прогрессировала, и 24 февраля он тихо отошел ко Господу. Тело его было перевезено в Пекин и погребено в склепе правой галереи храма Всех святых мучеников, рядом с местом погребения митрополита Иннокентия. При перенесении гроба в 1940 г. было обнаружено нетление мощей владыки Симона.
Архим. Константин (Зайцев), провожавший его в последний путь, рассказывал о видениях бывших владыке перед самой кончиной: "Вижу, что лежу на кровати, а надо мною нагнулся какой-то старик с бумагами и докладывает мне о каком-то церковном деле. Дело важное. Я внимательно слушаю его, мой ум всецело занят этим делом; но мне это страшно тяжело. И вдруг опять приходит мысль - да ведь это не важно, ведь это суета. Господи, помилуй! И старик исчезает. Вместо него появляется женщина. Причитая, со слезами, она мне что-то говорит, и мой ум опять привязывается к этому и мне опять становится тяжело. Но снова приходит мысль - ведь это суета. Господи, помилуй! И видение исчезает. Но сразу же появляется новое. И так всю ночь, пока не очнулся утром. Я уже не помню всех видений. Много их было. Вот и мои мытарства будут подобными переживаниями, только более страшными.
- Я считаю, продолжал владыка, помолчав, - что сделал сегодня большое открытие. Для себя, - прибавил он смиренно. - Я знал, что мытарства есть, знал, что каждый человек испытывает их по роду своих грехов и страстей входит в вечный покой только тогда, когда минует все мытарства; а если застрянет где-нибудь, то не успокаивается. Но я никогда не представлял себе ясно, в чем именно эти мытарства заключаются. Теперь для меня ясно, почему необходимо отпевать усопших, и вообще молиться за них. Этой молитвой мы помогаем им отрываться от видений мытарств. Только молиться нужно истово и спокойно, именно "отпевать" надо. Как молиться - должно иметь большое значение. Вот почему и исповедываться и приобщаться нужно перед смертью: этим разрывается связь с грехом, который после смерти уже не сможет удержать души в своем плену видениями мытарств. Для меня теперь все это стало ясным", закончил владыка свой рассказ.
Говорить ему было трудно, говорил он шепотом, отрывисто, но видно очень старался, чтобы все было мною понято. - "Владыка святый! были ли эти видения призрачными образами, или вы реально переживали их? - спросил я - это я себе не вполне усвоил". - "Нет, это были не призраки, я реально переживал все, что видел", - ответил владыка.
Этот рассказ владыки был мне ответом на вопрос, очень меня занимавший: - что бывает с душой по смерти. Много я думал об этом, много читал. Как-то раз я рассказал владыке, задолго еще до его смерти, о своих занятиях. "Зачем ты этим увлекаешься" - ответил он мне: - "ведь это все-таки земное, а покой в отрешенности от земного: вот после смерти твоей и застрянешь в этой области и не успокоишься. Лучше не увлекайся этим!" Я тогда еще почувствовал глубокую мудрость этих слов, и бросил свои занятия".
Не знаю о каких занятиях писал о. Константин, но позже, уже в Джорданвилле, будучи редактором Православной Руси, он немало времени уделял писанию апокалиптическо-церковно-политических статей. Был у нас один простой 90-летний монах, о. Тихон (Сивоконь), иподьякон вл. Аверкия, светлый был старчик, как-то незадолго до смерти он мне сказал: "Приснился покойный о. Константин, спрашиваю его - и как там? Плохо, говорит, много писал и мало молился".
Subscribe

  • (no subject)

    Сегодня утром Лёвушка отошел ко Господу на 102 году жизни. Все воспоминания о нем тут

  • (no subject)

    О, ужас, забыл как писать в ЖЖ. Взяло время разобраться, где это делается. Лет 6 не писал. Читаю регулярно, но писать пока нет желания. Терять свой…

  • Еще одна просьба

    Кто может, помогите моему другу, бедному студенту, получить диплом. Он закончил филфак St. John's colledge, но из-за задолжности в $1665 диплом ему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Сегодня утром Лёвушка отошел ко Господу на 102 году жизни. Все воспоминания о нем тут

  • (no subject)

    О, ужас, забыл как писать в ЖЖ. Взяло время разобраться, где это делается. Лет 6 не писал. Читаю регулярно, но писать пока нет желания. Терять свой…

  • Еще одна просьба

    Кто может, помогите моему другу, бедному студенту, получить диплом. Он закончил филфак St. John's colledge, но из-за задолжности в $1665 диплом ему…